Перейти к основному содержанию
Главная

Верхнее меню

  • Главная
  • Производителям
    • Знак «Детские психологи рекомендуют»
    • Процедура психолого-педагогической экспертизы
    • Условия проведения экспертизы
    • Закись азота
    • Заявка на экспертизу
  • Родителям
    • Игры и игрушки, которые мы рекомендуем
    • Где всё это купить?
    • Ответы на Ваши вопросы
    • Хочу спросить!
  • Специалистам
    • Виды игр и игрушек
      • Познавательно-исследовательская деятельность
      • Сюжетная игра
      • Продуктивная деятельность
      • Игра с правилами
    • Как можно поиграть
    • Наука для практики
    • Наши публикации
      • Книги
      • Статьи
    • Методика экспертизы
English Version

Войти

1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.

В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры.  Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры  (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является  поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру. IPA  также ставит своей задачей  консолидацию усилий специалистов для  исследования состояния детской игры в разных странах мира.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате,  которого были выявлены  следующие тревожные тенденции, касающиеся  детства и детской  игры:

- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и  не учитывают  ее значение для здоровья и благосостояния ребенка

- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий,  акцент на научных  знаниях  всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных   учреждений

- Дух нездоровой соревновательности,  успеха и “победы любой ценой”, который царит  на различных детских  соревнованиях и состязаниях

- Сворачивание культурных традиций,  маркетизация и коммерциализация детства

- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности. 

Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка.  Эта статья  утверждает право ребёнка  «   … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Однако в данной редакции статьи  игра фигурирует  как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр.  При этом специфика игры и её ключевая роль в развитии ребёнка в данной формулировке не акцентируется.

В этой связи в мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение  о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка.  Предложенное дополнение  должно способствовать  общему для разных стран  пониманию сущности игры и  выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру.   Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки.

В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении.  Игра определяется как добровольная,  спонтанная, свободная детская деятельность,  приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.Эти меры предусматривают:

- Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей

- Создание условий для  игры и  игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети,  включая больницы, поликлиники, предприятия торговли  и другие социальные учреждения.

- Обеспечение базовых условий  для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.

В образовательных учреждениях необходимо:

- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества  в  игре

- Разработать и осуществить программу исследования  значения игры для детского развития в разных возрастах;  разработать  методы развития и поддержки  игры  и включить их в обучение педагогов,  волонтеров и  всех специалистов, работающих с детьми

- Усилить поддержку игры в начальной школе для  повышения мотивации и эффективности обучения

В семейной и общественной жизни:

- Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды  и  как форма заботы взрослых о детях

- Любая инициатива, способствующая  позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством

- Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество

- Для детей должна быть создана безопасная  игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)

Для создания условий для детской игры необходимо:

- Обеспечить специальное место,  время и оборудование  для игры с участием квалифицированных специалистов;  создавать для всех желающих взрослых  программы поддержки игры, позволяющие детям  свободно и творчески играть и  получать  удовольствия от игры

- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов,  социальных  страт,  разных национальностей,  физических и интеллектуальных возможностей

- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр

- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек,  провоцирующих насилие, агрессию,   разрушительные действия

- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами  на всех возрастных этапах развития

- Обеспечивать всех детей,  включая детей с  особыми нуждами,  адекватными игрушками, игровыми  материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как  дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.

Планирование  инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учётом потребностей детей. Нужды детей должны быть приоритетными  при  планировании пространства жизни людей

- Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений,  связанных с их непосредственным окружением

- При планировании новых построек и  реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности  детей разных возрастов.  Для этого важно:

* Распространять  имеющиеся знания о роли игры,  о методах её поддержки среди специалистов  и политических  деятелей.

* Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и  по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды  на детей и семью.

* Создавать условия  для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить  безопасный доступ к различным  сооружениям, паркам и площадкам.

* Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.

После включения ООН данных дополнений в  Декларацию о  Правах Ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.

Авторы: 

Е.О. Смирнова
М. Соколова

Тип статьи: 
Популярная статья

Новое на сайте

День открытых дверей
13 апреля 2020 г.
подробнее
Конференция "Игровая культура современного детства"
26 мая 2018 г.
подробнее
Магистерская программа "Игра и Детство"
29 марта 2018 г.
подробнее

Форма поиска

127051 Москва,
ул. Сретенка, д. 29, ауд. 411
8 (495) 625-3752
psytoys@mail.ru

Мы в социальных сетях:

    

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ © 2014. Все права защищены

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter