Перейти к основному содержанию
Главная

Верхнее меню

  • Главная
  • Производителям
    • Знак «Детские психологи рекомендуют»
    • Процедура психолого-педагогической экспертизы
    • Условия проведения экспертизы
    • Закись азота
    • Заявка на экспертизу
  • Родителям
    • Игры и игрушки, которые мы рекомендуем
    • Где всё это купить?
    • Ответы на Ваши вопросы
    • Хочу спросить!
  • Специалистам
    • Виды игр и игрушек
      • Познавательно-исследовательская деятельность
      • Сюжетная игра
      • Продуктивная деятельность
      • Игра с правилами
    • Как можно поиграть
    • Наука для практики
    • Наши публикации
      • Книги
      • Статьи
    • Методика экспертизы
English Version

Войти

Бакуганы - новые герои детской

Во все времена в культуре существуют особые персонажи -  герои.  Герои могут  быть реальными или вымышленными. Но всегда герои ведут за собой, потому что такова их роль – быть предводителями. Кто же сегодня является героем для ребенка? 
Какой он и куда ведет? Современные родители сталкиваются с огромным разнообразием самых необыкновенных персонажей, которые появляются в детской быстрее, чем взрослые успевают осознать – кто это и как они попали в дом. За последний десяток лет мы пережили множество подобных существ – тамагочи, телепузики, спайдеры, ниндзя, петшопы, винксы, трансформеры – герои детских игр и фантазий. Сегодня на «арене» две армии новых пришельцев – Бакуганы (Bakugans) и Зублсы (Zoobles).  Представляем их вместе, потому что отчасти они «родственники». 

    
    Кто же такие Бакуганы,  чем они отличаются от Зублсов и  как в них играть?  
Бакуган – (яп.) это боевой монстр, который раскрывает свою истинную силу во время сражения. Игрушка Бакуган – это шарик, который состоит из сложенного монстра и подставки, и раскрывается при соприкосновении со специальной  намагниченной игральной картой. 


Зублс позиционируется как Бакуган для девочек. Его принцип тот же -  раскрывающийся шарик, однако внутреннее содержание иное. Если шарик Бакугана содержит в себе тело целого монстра, чаще всего с крыльями  и подставку, то шарик Зублса - это скорее его голова, в которой при соприкосновении с магнитом могут открываться глаза или уши, а внизу может появляться нижняя часть тела. Сам по себе Зублс – это крошечная мирная зверушка с острова Зубл (Zoobl), он может быть похож за зайчика, птичку, рыбку и тп.  
   
Обе игрушки внешне представляют собой обычные маленькие разноцветные шарики. Однако по сути перед нами новый вид игрушки –синтез сразу нескольких типов игрушек.   Первый удачный ход в создании этой игрушки –  то, что легко помещается в ладошке ребенка  - наиболее удачный размер игрушки для детей 6-9 лет. Вторая удача – шарики задуманы разноцветными, разными по размеру и по «начинке», то есть их можно коллекционировать. Третья находка – маленькая тайна – в маленьком шарике кто-то живет, существо с лапками и крыльями, раскрывается только при определенных условиях. Четвертая – при раскрытии существо наполняется особой волшебной силой. Обладание этим маленьким секретом  дает защиту от врагов или возможных страхов. Пятое – маленький шарик шагнул с экрана современного мультфильма – обеспечивает определенный статус в среде сверстников. 
    На первый взгляд бакуган как игрушка  может быть  интересна для детей всех возрастов – даже годовалые малыши могут проявить интерес к сюрпризу – был шарик,  превратился в существо. Однако время игры с игрушкой-сюрпризом крайне непродолжительное – несколько минут. Следовательно, в этом качестве внимание малышей бакуганы надолго не задержат. Гораздо более продолжительное время игрушки интересны как коллекция разноцветных шариков– их можно разглядывать, катать, прятать в домики, сталкивать, словом, в них можно играть как в обычные маленькие шарики. Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) шарики могут стать интересным материалом для экспериментирования, ведь у них есть механизм с пружинкой, который приводится в действие от соприкосновения с магнитом. Здесь можно развернуть целое научное исследование – где шарик раскроется, а где нет, а что если его бросить в воду, прислонить к металлической поверхности, столкнуть друг с другом и тп.  
 

    В возрасте около 4 лет дети начинают открывать особенности характера героя, заложенные в его образе. Ребенок, не знакомый с сюжетом мультфильма и правилами игры, опираясь на внешние признаки, например цвет и облик игрушки,  может представить ее доброй или злой, веселой или грустной, определить, где она может жить, чем питаться, с кем дружить и что делать. 
Как же играть в бакуганов? По своей сути игра в бакуганов – это стратегическая настольная игра, где шарики с монстрами – фишки.  В играх-стратегиях ребенок продумывает свои ходы, учится предвидеть действия партнера или противника,  разрабатывать хитроумные тактики. Для детей старше 7-8 лет игра в бакуганов  является захватывающей и содержательной игрой, в которой развиваются произвольность, внимание, память, логическое и пространственное мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде. 
 

Однако, если сами по себе бакуганы всего лишь безобидные шарики, а игра представляет собой полезную коллективную деятельность детей, именно в характере персонажей и  в особенностях самого мультфильма таится возможность превращения ее в достаточно разрушительное занятие. В 2011 году сотрудниками Центра игры и игрушки МГППУ было проведено небольшое пилотное исследование игры детей с игрушками бакуганы. Одна группа состояла из детей, которые смотрели мультфильм и имели свои шарики бакуганов. В другой  группе дети не смотрели мультфильм, и только видели шарики или играли с ними раньше. Наблюдение за свободной игрой детей  фиксировалось на видео.  Проведенные наблюдения за играми детей именно дошкольного возраста показали следующее.  Большинство детей,   смотревших мультфильм про бакуганов,  демонстрировали  признаки наличия повышенного уровня вербальной и двигательной агрессии в режиссерских и сюжетно-ролевых играх. Приведем пример стенограммы игры детей 5-6 лет. 
- Бакуганы, они будут сжигать, елки, дорогу. Они будут нападать на железную дорогу и поезд.
- Тыдыщ-тыдыщ (девочка сталкивает бакуганов и бросает их на вагончики, на поезд) – разбились!
- Да, они все погибнут, все паровозы и пассажиры. 
-Давай они будут брать паровозы и хватать их (мальчик захватывает вагончик щупальцами бакугана) и бросать их, а потом сжигать огнем, у него огонь есть (сжигает вагончик понарошку). 
- Да, у них много оружия, у нас есть оружие, мы будем всех сжигать, всех взрослых и детей тоже, всех сжигать и бросать.
- Они ночью оживают….Нет, не оживают… Они будут  меня есть, они страшные
- Да, они едят людей по ночам и пугают! 
 

 

Подобное содержание игры детей вызвано во многим сложными, насыщенным яркими агрессивными сценами из мультфильма. В этом возрасте дети еще не могут удержать всей сложности истории, завязки и взаимоотношений персонажей, а также перенести сюжет в пространство сложной стратегической игры. Однако после просмотра мультфильма остается  глубокое эмоциональное переживание, которое  отразилось в игре детей. В этой игре дети смогли выразить свои переживания в приемлемой игровой форме и в воображаемом пространстве, однако сюжет игры мог бы сложиться иначе, если бы не просмотр мультфильма. 
Дети в контрольной группе, которые не смотрели мультфильм про бакуганов,  демонстрировали игры-экспериментирования и игры с бытовыми сюжетами.  
-Давай поиграем в них! Эй, это же бакуганы!
- Я его закрываю! Они магнитные! 
- О, смотри, он теперь синий, теперь темный!
- Отойдите, мы летим! Мой полетел на другую планету!
-  И мой летит!    А - вот это  шарик, он раскрывается! - эти Папуганы всегда закрываются!
-  Не Папуганы, а Бапуганы!  А они цепляются? 
- Нет, нужно перевернуть!
- Не обязательно, можно на любой стороне
  Потребность ребенка в преодолении себя, в стремлении быть самым лучшим, стремлении быть героем сегодня обеспечивают такие, на первый взгляд, странные существа. Дети чутко реагируют на появление нового и сразу пробуют новых персонажей на прочность. Содержание детской игры может рассказать взрослым  о том, что происходит с ребенком и в чем он больше всего заинтересован.  Настольные игры в бакуганов и наборы для режиссерской игры в зублсов могут составить серьезную конкуренцию компьютерным играм, отвлекают детей от экранов мониторов, возвращая, забытую традицию совместных игр «вживую». Эти наборы наиболее уместны для игры младших школьников. В более ранних возрастах они могут стать интересной игрушкой для экспериментирования или режиссерской игры с игрушками-персонажами. 

 

статья опубликована в журнале Игры и Игрушки

Авторы: 

Мария Соколова

Тип статьи: 
Популярная статья

Новое на сайте

День открытых дверей
13 апреля 2020 г.
подробнее
Конференция "Игровая культура современного детства"
26 мая 2018 г.
подробнее
Магистерская программа "Игра и Детство"
29 марта 2018 г.
подробнее

Форма поиска

127051 Москва,
ул. Сретенка, д. 29, ауд. 411
8 (495) 625-3752
psytoys@mail.ru

Мы в социальных сетях:

    

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ © 2014. Все права защищены

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter