Между аскетизмом единения с природой и интересами большой индустрии.
Увлекательная дискуссия развернулась в сети интернет по поводу издания, впервые появившегося в Британии в 2013 году.
Автор Джэй Гриффитc (Jay Griffiths) - писательница и путешественница, получившая известность благодаря роману Wild, описывающему ее впечатления во время посещения самых дальних уголков нашей планеты. На этот раз она написала книгу о детстве и назвла ее "Страна под названием Детство: Дети и Дикий мир" (Country Called Childhood: Children and the Exuberant World ).
Книга была написана под влиянием наблюдений автора во время длительных путешествий и ее знакомства с другими культурами.
С точки зрения писательницы, не смотря на изобилие западного общества, дети из других, возможно, менее, благополучных, но гораздо более близких к природе сообществ, чувствуют себя счастливее и свободнее.
Почему? - задает вопрос автор и находит ответ в специфике современного устройства и потребления в западном обществе.
Интересной реакцей на идеи автора стали несколько коротких статей специалиста крупного американского журнала по индустрии игрушек Global Toy News Ричарда Готтлиба (Richard Gottlieb). Маркетолог, специалист по продажам игрушек, Готтлиб пытаетсяся ответить на обвинения, во многом направленные на людей его професии, и вместе с тем найти честный ответ на вопрос: что же на самом деле нужно детям?
Начиная свой рассказ о книге, Готтлиб пишет, что находит ее чрезвычайно интересной, вызывающей и вместе с тем фрустрирующей.
По Готтлибу, суть книги можно свести к обвинениям игрушечной индустрии в “приватизации детской фантазии” и совремнных родителей - в том, что они лишают собственных детей детства. При этом, автор книги, согласно автору статьи, обвиняет родителей в том, что они отрезают будущее поколение от природы и лишают их опыта независимости, свободы, вмешиваются во все сферы жизни ребенка и привносят в его жизнь, ставшую нормой в культуре, параноидальную установку.
Готтлиб отмечает, что ностальгия по детской близости с природой ему близка.
Он сам помнит себя мальчиком с увлечением искавшим жизнь под каждым камнем - и как, каждый раз открывая его, он приходил либо в ужас, либо в восторг, в зависимости от того, что там обнаруживалось. Он пишет, что помнит запахи и ощущения и главное - незабываемое чувство неограниченного времени и возможности играть.
Однако сложнее оказывается, когда автор книги переходит к прямым обвинениям в адрес индустрии игрушек и всех причастных лиц, в частности, самого Готтлиба: " Дети, воспитанные на готовых игрушках и продукции получают чудовищный урок: они учатся, тому, что они не могут сами обеспечивать свою игру или полагаться на собственое воображение, тому, что они обречены быть жалкими попрошайками индустрии развлечений.”
По словам Готтлиба, это обвинение действительно может ранить и вместе с тем подобные идеи все чаще возникают в современном обществе, а значит требуют внимательного рассмотрения.
“Нам остаеся одно из двух - быть обвиняемыми в этом споре или же принять участие в нем, как равные.” Автор статьи, Ричард Готтлиб, предпочитает последнее.
В качестве одного из аргументов против идеи о тотальности игрушечной индустрии, он указывает на то, что поколение родителей нынешних детей, не смотря на обилие игрушек, отнюдь не было отрезанным от взаимодействия с природой, игр на улице и пр.
Вместе с тем, куда важнее по Готтлибу осмыслить - чем же игрушечная индустрия может быть полезна страдающим от чрезмерного контроля, депривации впечатлений и спонтанной активности, но имеющих куда больше, чем предыдущие поколения, эмоциональной нагрузки, современным детям.
Прежде всего, он указывает на то,что игрушкии были известны со времен древних цивилизаций. и что техническая революция 19 века сделала их доступными для всех, так же как и большинство других товаров массового потребления.
Игрушки, по Готтлибу, это инструменты игры, а значит, тем самым обеспечивают доступ к тому, что автор книги Джэй Гриффитc называет “всеобщим правом на мечту”. Если думать об этом в таком ключе, говорит автор статьи, индустриальное развитие, на самом деле, открыло доступ к новым сторонам природы и тем самым по-новому стимулировало воображение и познание.
Ниже он приводит 4 причины, почему игрушки и другие виды “детской продукции” хороши для воображения:
1. Игрушки это инструменты игры, а не ее враги. Как и у всякой культурной деятельности, у игры есть инструменты - указывает Готтлиб. Если бы у нас не было иструментов, мы бы по преднему жили в пещерах или шалашах.
2. Развлекая детей, мы увеличиваем их способность к созиданию и умению увлечь самих себя. Доказательством этого тезиса, по Готтлибу, является огромное количество людей вдохновленных приключенческими романами и фильмами классиков - Диккенса, Уеллса, Джоан Роллинг и др.
3. Третий тезис Готтлиба - игрушки и игры не душат воображение; они обогащают и стимулируют его.
4. И наконец, четвертое соображение, которое приводит автор статьи в защиту индустрии детской продукции. Игрушки, по Готтлибу, - средство демократизации доступа к воображеию, ведь не все одинаково одарены от природы и самостоятельны. Игрушки, книжки и фильмы могут помочь расширить горизонты тем, кто в этом нуждается.
источники:
http://www.amazon.com/dp/1619024292/ref=rdr_ext_tmb
http://www.globaltoynews.com/2014/12/does-the-toy-and-play-industry-privatize-play.html
http://www.globaltoynews.com/2014/12/modern-children-and-the-loss-of-nature.html
http://www.globaltoynews.com/2014/12/four-reasons-that-toys-are-good-for-play-and-society.html