Сюжетная игра приобретает особое развивающее значение в дошкольном возрасте. В своей комнате, на столе, а чаще на ковре малыш создает свой воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые или придуманные. Порой ребенок оказывается главным действующим лицом в разыгрываемой истории, а порой выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов.
В руках ребенка тряпочные и пластиковые куклы, деревянные и пластиковые фигурки превращаются в героев известных сказок, или разыгрывают знакомые из повседневной жизни сюжеты.
В педагогике такую игру называют режиссерской. Чуть позже ребенок сам начинает принимать роль и входить в мир, созданный с помощью воображения, в качестве полноправного участника.Такая игра называется ролевой.
Однако сегодня далеко не все дети умеют хорошо играть. Для возникновения настоящей, развитой игры нужны определенные условия, главное из которых – участие взрослого.
Важно не просто предоставить ребенку предметы и игрушки, а научить его играть, помочь ему представить, что все его игрушки как будто живые и говорящие. Для этого вам придется несколько раз опуститься с малышом на ковер, попрыгать вместе с зайчиком, поквакать лягушкой, поговорить кукольным голосом. Поверьте, это совсем не бессмысленное, а очень полезное занятие. Для трехлетнего ребенка оно гораздо важнее всех развивающих занятий. И если вы будете играть с душой, то сами получите большое удовольствие.
Самые “популярные” и простые сюжеты для игры можно почерпнуть в повседневной жизни ребенка. Поход в гости, в магазин, в зоопарк - все это замечательные сюжеты, при разыгрывании которых самое главное - не упускать детали и находить новые нестандарные ходы. Так, в зоопарке могут неожиданно наступить холода и все звери должны будут обустраивать свои зимние гнезда и норы. В гостях, одной из кукол ее подружки могут сделать маникюр или новую прическу. В магазине на прилавках может оказаться новый сорт чая или пирожные с сюрпризом.
Разыгрывая подобные сюжеты, вам следует самому играть по возможности увлеченно, одушевляя игрушечные персонажи, действуя и разговаривая за них. При этом, конечно же, нужно следовать за инициативой детей. Не важно, в каком направлении будет развиваться игра, главное, чтобы она не превратилась в занятие или выполнение инструкций взрослого, а ребенок с удовольствием играл с вами. Только после этого он будет играть самостоятельно.
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Очень полезно соединять фигурки из разных наборов «перепутывать» их, добавлять не определенные предметы , чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. Для игр с маленькими куколками и животными хорошо также использовать строительный набор. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому, что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
Для сюжетно-ролеых игр малышу понадобится больше пространства, чем длярежиссерских, ведь в дом, больницу или поезд должен поместиться он сам и партнер по игре – плюшевый друг, сверстник или мама. Даже если места в доме для этого достаточно, малышу трудно, на первых порах, организовать игровую ситуацию самостоятельно. Чтобы помочь ребенку справиться с этой непростой задачей, используйте подручные материалы и свое воображение. Вот несколько подсказок.
В качестве уютного дома с успехом можно использовать письменный или обеденный стол, накрытый покрывалом, для освещения подойдет карманный фонарик или настольная лампа, спущенная на пол. Наверняка вашему крохе понравится (а может, и натолкнет его фантазию на сюжет знакомой сказки), если вы повесите у «входа» колокольчик или бубенчик (его можно прикрепить с помощью булавки к ткани). Для детей старшего дошкольного возраста само тщательное обустройство такого жилища может превратиться одну из самых любимых игр, особенно если в их распоряжении окажется достаточно материала – диванных подушек, разноцветных тканей, ковриков, маленьких картинок и пр.
Чтобы получился поезд понадобятся стулья. Достаточно поставить их друг за другом, усадить малыша впереди и вручить ему свисток и руль (например, небольшую миску) и ваш поезд будет готов отправиться в путь. Как сделать поездку веселее, вам подскажет фантазия – иногда хочется спеть песенку, а бывает, махать платочком игрушкам «на перроне», или стучать ногами как колесами. Возможно, поначалу ребенку потребуется ваша инициатива и пример, и вам придется пару раз побыть машинистом, но очень скоро он включится в игру и будет самостоятельно придумывать сюжеты и новые игровые действия.
Разнообразие сюжетов для ролевых игр не исчерпывается бытовой сферой. Есть множество замечательных сказок и мультфильмов, которые детям нравится разыгрывать, некоторые малыши предпочитают придумывать собственные фантастические истории. В любом случае, у ребенка всегда должны быть под рукой необходимые материалы, вдохновляющие и направляющие его игру.
Так, огромное значение могут иметь предметы неопределенного назначения. Такие вещи, как лоскуты ткани, ленты, пуговицы, камушки и пр. обязательно должны быть в игровом арсенале. Вариативность их использования открывает широкие возможности для игры, стимулирует воображение и творческие способности дошкольника.
Незаменимы в игре отрезы ткани различной длинны и прищепки, чтобы их скреплять. Однотонные платки легко превращаются в озера, пастбища и холмы для режиссерской игры, легкие шелковые шарфы могут на время стать облаком или дождем. Из тканей однотонной расцветки можно сочинить костюм для персонажа: юбку или фату для принцессы, плащ для героя. Скрепленные прищепками, небольшие отрезы ткани превращаются в сплошное полотно, пригодное для строительства "домов"...
Разноцветные ленты и тесьма также необходимы для создания игрового пейзажа (речки, тропинки) или костюма. Кроме того, это незаменимые атрибуты кукольной жизни - например, с их помощью можно пеленать голышей или согревать горло заболевшим куклам.
Небольшие камушки, шишки, желуди, каштаны, также как и фантики, монетки, пуговицы и красивая упаковка пригодятся для создания ландшафтных композиций, а также в качестве предметов-заместителей (в зависимости от характера игры, превращаясь то конфеты, то в сокровища, то в деньги для покупок в игрушечном магазине)