Статья была опубликована Психологическим журналом Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal, № 3, с. 11-26, 2014
Детская площадка рассматривается как культурный объект, созданный взрослыми для поддержки психического развития ребенка. В основе анализа площадки как артефакта культуры положены работы А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, отечественных и зарубежных урбанистов. В статье обсуждаются принципы проектирования детской площадки: принцип ориентации на психологические задачи возраста, ориентация на уровень допустимого риска и минимум запретов, принцип разнообразия или открытость объектов, принцип учета уровней активности посетителей; диалогичность игровых зон и ландшафта, принцип четырех стихий. В качестве примера представлен опыт создания междисциплинарной командой ландшафтных архитекторов, дизайнеров и детских психологов трех детских площадок в тематическом парке «Сочи-парк».
Ключевые слова: детская площадка, игра, задачи возраста, открытые и закрытые среды, проектирование, риски
Детская площадка – пространство, созданное взрослыми для детей. Это пространство, в котором дети играют, общаются, лазают, качаются, наблюдают. На детской площадке дети в меньшей степени контролируются взрослыми, чем дома или в детском саду и школе, более свободны в реализации своих замыслов.
В условиях больших городов детская площадка выступает часто одним из основных мест, где ребенок быть в контакте с живой природой, со своей собственной природой. Насколько это специально созданное пространство соответствует потребностям детей?
Можно ли оптимизировать пространство детской площадки так, чтобы она поддерживала, стимулировала те деятельности, которые адекватны задачам развития ребенка в разных возрастах: исследовательскую, двигательную, коммуникативную, игровую и другие, не ограничивая их активность? В общем виде можно сказать, что детские площадки есть артефакты культуры. Они опосредствуют отношение взрослого к ребенку, они меняют поведение ребенка. Поэтому детская площадка может быть рассмотрена как один из особых культурных объектов, имеющих свои культурно-исторические смыслы.
Определяя общие подходы к проектированию детской среды, мы обратились к работам архитекторов, ландшафтных дизайнеров и психологов. В теории и практике ландшафтного проектирования детской площадки делается акцент на проектировании ситуации – тех видов деятельности ребенка на площадке, которые могут развернуться в его индивидуальной или коллективной активности. Задачей проектировщика является не размещение конкретных объектов или их совокупности на территории площадки (качелей, горки, песочницы и т.п.). Данные объекты – всего лишь средства, помощники и посредники во встрече ребенка с другими и с самим собой – своими чувствами, силой, ловкостью, умелостью, воображением. В центре внимания проектировщика находится тот вид деятельности, который возможен на площадке – игра, экспериментирование, активное движение, общение, их сочетание, возможная траектория их возникновения, возрастная специфика и т.п.
«В пространстве взрослого мира элементы детской игровой площадки должны организовывать соразмерную ребенку среду». Сначала должно быть произведено функциональное зонирование или проектирование видов деятельности на разных участках площадки или парка - так называемое «сценарное проектирование», при котором создаются комбинации объектов, предполагающие те или иные цепочки действий посетителей (сценарии). Архитектурная психология исследует средовые требования к местам, где нам хорошо, где мы можем ощущать себя комфортно, «как дома», общаться с легкостью, придумывать что-то новое, просто мечтать. «Наше окружение строит нашу биографию, место потока событий и переживаний, в которых мы становимся тем, чем мы есть. Наряду с персональными и культурными различиями в переживании места, есть и универсальные, что означает, что каждый из нас может быть своего рода «инструментом оценки пространства».
Один из центральных вопросов, которые задают себе как архитекторы, так и детские психологи – как воздействует архитектура и пространство на человека, на растущего ребенка, как спроектировать место обитания так, чтобы оно несло в жизнь скорее здоровье и развитие, чем болезнь. «Прошлое сообщает, будущее вдохновляет. В точке их встречи находится то настоящее, образованное прошлым и вдохновленное будущим, в котором рождаются серьезные поступки».
Гармоничное обладает свойством временного диалога, дисгармоничное – «временной пришелец», вступает в конфликт и порождает конфликты. И в разных возрастах это соотношение гармонии и возможности конфликтов может быть различным. Сооружения должны соответствовать ландшафту и окружению, быть чувствительны к характеру места, в котором они расположены. В них должны быть ответы на потребности людей, это должен быть диалог между сооружениями, местом, людьми и пространством. В них должны быть ответы на вопросы, поставленные временем.
Основные положения разрабатываемого нами подхода к проектированию детских сред лежат в теории деятельности А.Н. Леонтьева, работах Г.П. Щедровицкого, В.М. Мунипова, В.Л. Глазычева. Предметом анализа здесь выступает детская площадка как специально созданное взрослым средство поддержки развития ребенка, другими словами, культурное средство организации поведения ребенка.
Созвучные идеи встречаются в подходах к созданию игрового оборудования для детских площадок и разработчиков методологии их проектирования в Германии. «Взрослым часто кажется, что они прекрасно понимают, что нужно детям, в результате игровые площадки сковывают действия и фантазию детей. Детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Они должны иметь возможность перенести пережитое на игру, и, кроме того, сами составлять возможные варианты игры. Поэтому при создании игровых площадок следует так оформлять окружающую среду, чтобы детям предоставлялась широкая возможность, играя, общаться с окружающим миром».
Анализ теоретических исследований и собственной практики создания детских площадок позволил сформулировать основные психологические принципы проектирования детских игровых сред:
• принцип ориентации на психологические задачи возраста;
• ориентация на уровень допустимого риска и минимум запретов;
• принцип разнообразия или открытость объектов;
• принцип учета уровней активности посетителей;
• диалогичность игровых зон и ландшафта;
• принцип четырех стихий.