Поиски няни для ребенка – дело ответственное и рискованное. Особенно для совсем маленького, который не умеет говорить и потому не может рассказать, что происходит после ухода родителей, и пожаловаться, если что не так. Но как раз для таких малышей чаще всего няня и нужна.
Поэтому прежде чем оставить свое сокровище на шесть-восемь часов с новым и в общем-то чужим человеком, нужно убедиться, что это совершенно безопасно. Какие же риски здесь возможны?
Первое. Няня может оказаться грубой и раздражительной. Даже если в общении с вами это милая, вежливая женщина, в вашем отсутствии она способна совершенно преобразиться. Вдруг окажется, что постоянно ноющий или кричащий, сопливый и срыгивающий ребенок утомляет, вызывает гнев, раздражение, которые в отсутствии контролирующих взрослых сдерживать не обязательно. Поэтому окрики, агрессивные непечатные слова, а то и шлепки могут обрушиться на голову и другие места вашего малыша, что отнюдь не способствует его эмоциональному комфорту и психическому развитию.
Второе. Няня может быть очень милой, добросовестно выполнять свои обязанности по уходу за ребенком… и все. Формально и молча она накормит, оденет, погуляет, уложит спать. Ребенок будет сытым и чистым, но вялым и пассивным. А малышу с первых же дней жизни необходимо эмоциональное общение со взрослым, а с полугода – игра (с игрушками и без). Его нужно заинтересовать новыми игрушками, показать, как с ними можно играть, дать попробовать самому и пр. Без этого в раннем возрасте развитие невозможно. И, конечно, с малышом нужно правильно разговаривать. Возраст от одного до двух лет – период появления и активного развития речи, и происходит это только в общении со взрослым. Важно, чтобы этот взрослый говорил медленно, отчетливо, грамотно и понятно для малыша. Поэтому добросовестная, но равнодушная, молчаливая или косноязычная няня – далеко не лучший вариант.
С другой стороны, няня может оказаться «чрезмерно образованной», и в этом тоже есть опасность. Такие няни фиксированы на раннем развитии, они будут постоянно заниматься с ребенком по учебным пособиям, учить различать цвета и формы, знакомить с животным и растительным миром и пр. И, что характерно, они склонны учить родителей, как нужно правильно воспитывать, и упрекать их за неправильные методы воспитания. Это понравится далеко не всем, но может показаться прогрессивным. Однако учить малышей до трех лет по книгам, в отрыве от его практических действий, неправильно. Они развиваются и усваивают новое не когда их учат, а когда вместе с ними действуют, пробуют, придумывают, побуждают действовать самим.
Есть еще одна «отсроченная» опасность – чрезмерная привязанность к няне. Такие женщины бывают очень любящими, заботливыми, ласковыми, они могут хорошо играть с ребенком, в прямом и переносном смысле нoсить его на руках, исполнять все его желания. Они поют детские песенки, развлекают малыша на прогулке, показывают интересные фокусы, целуют и обнимают, в общем, сознательно или подсознательно привязывают к себе и сами так прочно к нему привязываются, что чуть ли не считают его «своим». В результате ребенок не может расстаться со своей няней и явно предпочитает ее родителям. Такая ситуация может стать весьма драматичной.
Это далеко не полный перечень проблем, которые могут быть связаны с няней. И если для человека, который освобождает вас вечером на два-три часа (бэби-ситтера), все эти личные особенности не слишком важны, то для человека, фактически воспитывающего ребенка в самый нежный (сензитивный) период его жизни, подобные обстоятельства могут иметь весьма серьезные последствия.
Няня – очень специфическая профессия. Это человек, который, с одной стороны, живет в вашем доме и вашей семье (и становится как бы ее членом), а с другой – работает за плату. Удержать эту грань между формальным выполнением обязанностей и погружением в семейную жизнь довольно трудно.
Как же предвидеть и предотвратить эти опасности? Традиционный способ – рекомендации тех, у кого няня уже работала предыдущие годы. Причем более надежными являются не письменные рекомендации (происхождение которых всегда туманно), а откровенный разговор о характере и качествах данного человека (в идеале – со специалистом-психологом).
Если это невозможно, нужно понаблюдать за будущей няней и ее общением с ребенком в отсутствии взрослых. Испытательный срок (как минимум неделя) в данном случае обязателен. Конечно, установить скрытые видеокамеры не всегда получится, а подсматривать в замочную скважину неэтично. Но можно воспользоваться методом скрытого наблюдения, как будто вы имеете обыкновение сидеть в другой комнате, занимаясь своими делами. Через два-три дня «испытуемый» перестанет ориентироваться на вас и будет вести себя естественно. Вот тогда вы и увидите, как выглядит это естество.
Но, конечно, главный показатель работы няни – сам ребенок: его настроение, активность, общительность, прогресс в его развитии, которое в раннем возрасте происходит очень быстро.
Статья опубликована в электронной газетое "Вести образования" №17.