Компьютерные и интерактивные технологии на наших глазах успели стать частью жизни детей начиная уже фактически с пеленок. Это факт. Во многих семьях дети часами играют на компьютере, планшете, смартфоне, не отрываясь от них ни в общественном транспорте, ни в поликлинике, ни в автомобиле.
Конечно, ничего хорошего в этом нет. Длительное погружение в экран попросту вредно. Но полный запрет – тоже не выход: интерактивные технологии и компьютерные игры совершенно закономерно вошли в современную детскую субкультуру. А что касается «перекосов», то во многом виновниками этого стали мы, взрослые, не отрывающиеся от своих планшетов и смартфонов ни гуляя с ребенком, ни катая его в коляске, ни играя с ним. Так нечего удивляться, что уже месяцев с шести маленький человечек начинает проявлять интерес к «игрушке», в которой постоянно что-то и мелькает и издает звуки. Порой ему удается быстрее мамы и папы оценить легкость и увлекательность интерактива, после чего интерес только возрастет, и родители уже не могут спокойно при ребенке писать сообщение или просматривать интернет.
В такой ситуации неизбежно возникает вопрос: а можно ли давать ребенку играть с интерактивным устройством, с какого возраста это будет для него полезным и безопасным?
Специалисты в области психологии и физиологии категорически не рекомендуют сажать ребенка за компьютер (ноутбук) ранее 5 лет. Для полноценной работы с ним нервная система, психика и интеллект должны достичь определенного уровня развития. Ведь это не так легко, как нам кажется, – нажимать курсором на определенные кнопки на экране, перетаскивать объекты, удерживая нажатой клавишу мыши и т. д. Ребенок до двухлетнего возраста с этим однозначно не справится, а у более старших это уже может получаться, но ценой дикого напряжения. Однако использовать компьютер как средство просмотра видео, мультфильмов, фотографий совместно с ребенком, конечно, можно, только не забывая о временных ограничениях (не более 15 минут подряд и не чаще трех раз в день для детей двух-трех лет).
По-другому обстоит дело с такими интерактивными средствами, как планшет и смартфон, которые обладают сенсорными экранами. Использование такого средства с точки зрения функциональности понятно ребенку, доступно и совершенно не требует дополнительного напряжения: он касается пальцем экрана и тут же получает результат. Абсолютно такие же действия дети, еще не достигшие одного года, выполняют со многими своими игрушками: интерактивные и озвученные книги, музыкальные шкатулки, говорящие куклы и т.п. Остается только вопрос, что можно показать ребенку на планшете или смартфоне и как долго ему там можно играть.
Конечно, желательно использовать специальные приложения, которые разработаны для малышей и соответствуют их возрасту. Это простейшие рисовалки, несложные игры на поиск, сортировку, ловкость и сообразительность. Старайтесь выбирать детям содержание с обучающими и развивающими компонентами. Взаимодействие с ними развивает скорость мысли, внимательность, сообразительность, умение предвидеть, планировать свои действия, закладывать основы аналитического и стратегического мышления. К тому же такие игры учат ребенка относиться к техническим устройствам не как к цели, которую надо заполучить любой ценой, чтобы «натыкаться» до эйфории (в пределе – обалдения), а как к средству, с помощью которого можно решать интересные задачи, получать поощрения, бонусы.
Но старайтесь избегать игр с агрессивным контентом, с соревновательными мотивами – игр, ориентированных на быстроту бездумной реакции, рассчитанных на внешний эффект. Чаще всего такие приложения несут в себе потенциальный вред для ребенка, так как очень перегружают психику и практически не развивают интеллектуальных навыков.
При этом опять же ни в коем случае нельзя забывать про временные ограничения. В раннем детстве в критической стадии своего развития находятся многие ключевые физиологические системы организма, в том числе зрительная, двигательная, эмоциональная. Поэтому они наиболее уязвимы при действии неблагоприятных факторов. А длительное «переживательное» всматривание в яркий, мелькающий экран в согнутом положении как раз и может стать таким фактором. Поэтому следите, чтобы ребенок играл не более 10–15 минут и не чаще нескольких раз в день.
И не оставляйте маленького ребенка одного с компьютером или планшетом. Играйте вместе с ним, обсуждайте ход игры, возможные действия, способы выполнения задания. Это поможет снять напряжение у ребенка, если он не может понять, что делать в игре, или если он еще плохо владеет навыками работы с данным техническим средством. Взаимодействие с родителем не только развивает речь и мышление малыша, но и способствует установлению взаимопонимания и эмоциональной близости между внутрисемейными поколениями.
Статья опубликована в элекронной газете "Вести образования" № 17 .