Постановка этого достаточно абстрактного вопроса связана с совершенно конкретными обстоятельствами современной действительности.
Тема раннего развития, не без участия психологов, уверенно вошла не только в сознание, но и в практику жизни многих людей. Более того, развитие ребёнка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, причём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр.
Прилавки книжных и детских магазинов буквально переполнены различными пособиями для детей от 1 до 5-6 лет, которые призывают родителей, как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, комплект «Умное поколение» (изд-во «Умо-пресс») для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребёнка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит соответствующий стимульный материал и набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число пособий соответственно возрастает.
Всё это может свидетельствовать о том, что развитие ребёнка с точки зрения родителей и авторов такой продукции понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение навыков называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но от этого суть представления о детском развитии не меняется. Развитие ребёнка представляется как «сумма развитий» различных способностей, которые целенаправленно осуществляет взрослый на специальных занятиях с ребёнком. Причём не только представляется, но и активно практикуется на поколении современных малышей.
Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему малышу эти дидактические пособия, сажают его перед собой и «развивают». Обычно такие «сеансы развития» выглядят как специальные занятия, на которых взрослый сообщает малышу новую для него информацию (или воспроизводят инструкции, представленные в пособиях). Например, недавно я наблюдала, как мама показывает годовалой девочке картинки в книжке и сообщает: «Это, Катенька, красный квадрат. А это синий треугольник. Поняла? А теперь покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?» Естественно, Катеньку эта информация не слишком волнует, она крутиться, смотрит по сторонам и пытается вырваться от своего учителя. На моё замечание, что в годик ребёнку лучше играть с пирамидками и кубиками, мама отвечает: «Мелкой моторикой мы занимаемся после дневного сна, а сейчас у нас занятие по сенсорике».
В результате мы можем констатировать: известный тезис о том, что «обучение ведёт за собой развитие» вошёл в жизнь и стал руководством к действию для родителей и источником прибылей для изобретателей методик «раннего развития» (под которым подразумевается обучение) и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механический подход к детскому развитию вызывает протест, который пока остаётся внутренним протестом психологического сообщества. Донести его до родителей, т.е. объяснить, что ребёнок (как и человек вообще), это не сумма отдельных процессов, не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы, а некая целостность, и что развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому, оказывается очень трудно.
Взрослые – и педагоги и родители – нередко начинают форсировать темпы детского развития. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку ускоряет и технически упрощает образование и взросление дошкольников. Однако такое образование носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребёнка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А.В.Запорожец, под видом модернизации образования, детское развитие подвергается симплификации, т.е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребёнка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. За установкой взрослых лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребёнке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и о равных правах ребёнка. Юридическое равноправие детей распространяется на их психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же как взрослые. Такое представление ориентирует взрослых на то, чтобы как можно раньше учить ребёнка и приучать его к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоит полезное и перспективное обучение и освоение нового.
Упрощённое представление о детском развитии и его ускорение (т.е. симплификация и акселерация) неизбежно ведёт к обеднению, суживанию возможностей ребёнка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками). Жёсткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и школьные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры, а значит для проявления детской инициативы, самостоятельности, креативности. Парадоксально, но искусственная акселерация детского развития и раннее обучение приводит к неудовлетворительной готовности ребенка к школе, школьной дезадаптации.
Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняют из жизни детей реальные источники детского развития – игру, конструирование, рисование, слушание и сочинение сказок и пр. Данные виды деятельности способствуют амплификации детского развития, что и поможет преодолеть отмеченные выше проблемы современного детства.
Путь, основанный на полноценном проживании детства, т.е. на амплификации детского развития, – значительно более трудный для взрослых, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребёнка собственных ценностей, знаний и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребёнка, его детские желания, предпочтения, состояния, словом его детскую психологию, которая существенно отличается от взрослой.