12-14 октября 2015 года в Кардиффе (Уэльс, Великобритания) прошла 14-я междисциплинарная научно-практическая конференция «Важность принятия риска», организованная Уэльским отделением Международной ассоциации игры (IPA).
В конференции приняли участие психологи, психиатры, социальные работники, педагоги, специалисты в области обеспечения безопасности, менеджеры площадок приключений.
Центральная идея конференции заключалась в том, что современная игровая среда стремится свести к минимуму возможность риска для ребенка, лишая его естественных способов освоения окружающего мира и снижая креативность, самостоятельность, волевое развитие, продлевая вынужденную зависимость и тем самым инфантилизируя современных детей.
Конференция открылась лекцией профессора Ф. Брауна (Fraser Brown) «Люди и места для игры». Ф. Браун является одним из первых профессоров в Великобритании и в мире по новой специальности «Плейвокер» (playworker)1, которую можно перевести как «специалист по организации игры детей». Теория и практика подготовки плейвокеров опирается на понимание игры как «свободно выбранной, внутренне мотивированной и лично регулируемой активности человека». Это предельно общее понимание игры стало рабочим для участников конференции2. В докладе особое место было уделено теории свободных материалов (The theory of Loose Parts). Идея о том, что детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксированные в пространстве (их можно легко передвинуть, перенести, пересыпать, перелить) свободные материалы получила широкое распространение в середине 20 века.
Докладчик представил разработанную им теорию связной гибкости (Theory of compound flexibility). Среда только тогда будет гибкой, когда она наполнена свободными материалами, не навязывающими ребенку способы взаимодействия с ними. Взрослея, такой ребенок в свою очередь, может более гибко и творчески использовать, преобразовывать окружающую его среду.
В докладе Р. Сатклифф (Robin Sutcliffe) – руководителя «The Play Safety Forum», были определены два ключевых понятия – «риск» и «опасность». Риск – возможность получения нового опыта в неизвестных, новых условиях, пробе, эксперименте. Одновременно с этим, риск связан и с вероятностью получения вреда, потери, т.е. опасностью. Когда опасность определена и оценена, риск ущерба сводится к минимуму, не исчезая полностью, но приводя к множеству новых открытий и умений.
Способность оценивать риск и собственные ресурсы необходима для современного человека.
В докладе Д.Хакит (Judith Hackitt), руководителя Департамента по вопросам здоровья и безопасности Великобритании (Health and Safety Executive) были подробно рассмотрены вопросы поддержки риска детей в игровой деятельности.
В 2008 году в Великобритании был разработан новый рекомендательный документ, освещающий сбалансированный подход к риску в жизни и игре детей. При проектировании детских игровых сред должны быть оценены по специальной шкале степень риска и опасности. Данный инструмент может быть применен к любой игровой среде, включающей общественные парки, городские детские площадки, школьные и дошкольные игровые территории, дворы.
Доклад ведущего спикера конференции, профессора Мидлсекского университета Д. Болла (David Ball) «Игра в меняющемся мире – время задавать вопросы» был посвящен обсуждению изменений, происходящих на протяжении последнего столетия в представлениях о риске в детской игре и местах для игры. Д. Болл наглядно показал, что появление социального института анализа и управления рисками обусловлено развитием детских игровых пространств, эволюционировавших от стихийных природных или городских площадок (свалок, строек) до разработанных для детей безопасных игровых сред, которые, однако, ограничивают возможности свободной игры и риска. Парадоксально, но нормы и стандарты безопасности игровых сред идут вразрез с потребностями ребенка, ограничивают его игру и, следовательно, должны быть пересмотрены. Современные исследования утверждают, что игровая среда с необходимостью должна содержать элементы, которые отвечают потребностям ребенка в риске. В этом тоже заключается охрана права ребенка на игру [2].
В рамках мастер-классов участники имели возможность в ролевых играх получить опыт рискованного поведения в воображаемых игровых ситуациях (Бен Тэвил (Ben Tawil) профессор Университета Лидса (Leeds Beckett University), обсудить соотношение пользы и опасности в оценке рисков (М. Баркли (Mike Barclay, совет графства Рэксхем по вопросам поддержки игры) и познакомиться с проектом «Игровой контейнер с остатками» (Scarpstore PlayPod), представленный К. Уилсон (Kirsty Wilson) и М. Сейнсбери (Mark Sainsbury). Игровой контейнер с шинами, трубками, ящиками, сетками и т.п. (подобранными на основе теории свободных материалов – см. выше) размещается на школьной территории, и дети во время перемен играют с ним. В этих школах у детей улучшилась не только игровая деятельность, но и общая успеваемость, снизилось количество конфликтов, дети больше сотрудничают и организуют совместную деятельность с детьми с ОВЗ.
В России до сих пор в основе оценки безопасности игровой среды лежат жесткие стандарты, которые снижают игровую ценность оборудования или сводят ее к минимуму. Отдельной задачей для нашего общества стоит просвещение родителей в вопросах важности риска. В этом контексте обсуждаемые на конференции проблемы и методы их решения имеют несомненную теоретическую и практическую ценность для отечественных психологов и специалистов, участвующих в создании детских игровых сред.
Российская делегация была представлена сотрудниками Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ и кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» – членами Российского отделения Международной ассоциации игры (IPA).
Участие в конференции выполнено в рамках научного проекта № 15-06-10627 «Психолого-педагогический анализ детской игровой среды современного города» при финансовой поддержке РГНФ.
1Характеристика профессиональной деятельности playworker представлена в [1]
2Такое понимание игры общепринято в современной зарубежной психологии, является рабочим для Международной ассоциации игры (см. [2] и [3]) Заметим, что оно отличается от более узкого определения игры, принятого в отечественной детской психологии, ориентирующейся на работы Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.
- Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №4. С.5–17. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75350.shtml (дата обращения: 30.10.2015)
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.5–10.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1. №1. С.53–64. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50107.shtml (дата обращения: 30.10.2015).