Перейти к основному содержанию
Главная

Верхнее меню

  • Главная
  • Производителям
    • Знак «Детские психологи рекомендуют»
    • Процедура психолого-педагогической экспертизы
    • Условия проведения экспертизы
    • Закись азота
    • Заявка на экспертизу
  • Родителям
    • Игры и игрушки, которые мы рекомендуем
    • Где всё это купить?
    • Ответы на Ваши вопросы
    • Хочу спросить!
  • Специалистам
    • Виды игр и игрушек
      • Познавательно-исследовательская деятельность
      • Сюжетная игра
      • Продуктивная деятельность
      • Игра с правилами
    • Как можно поиграть
    • Наука для практики
    • Наши публикации
      • Книги
      • Статьи
    • Методика экспертизы
English Version

Войти

Печень - детям не игрушка или когда игра не развивает…

Статья опубликована в журнале "Игры и Игрушки"

В последнее время в магазинах детских игрушек появилось множество игр и пособий для знакомства с внутренним устройством человека. У одних макет человека сделан в виде своеобразной книжки - нужно открыть привычную внешнюю обложку, а под ней «сюрприз» - пищевод, желудок, печень и пр. Другие игры с органами называются «конструктор». В них ребенку предлагается сложить из деталей скелет человека, кости черепа, вставить мозг, наложить кровеносную систему, распределить органы и завершить конструкцию мышечной оболочкой – человек готов. В третьих играх внутренние органы могут являться материалом для тренировки мелкой моторики.

Главным обоснованием такого материала для детских игр является раннее развитие: игры призваны дать детям представления о строении человеческого тела. Призыв психологов «обучение в игре» понимается некоторыми производителями игрушек не всегда адекватно. Конечно,  знания анатомии и физиологии человека весьма полезны, но в данном контексте соединение с игрой неуместно. Включение подробностей человеческой анатомии в  игру дошкольников 4-5 лет возможно  развивает эрудицию, однако безусловно наносит серьёзный вред для формирования сознания, души и мировоззрения  ребёнка. Не все и не всегда может быть материалом для детской игры.
Дошкольный возраст – это период формирования базовых представлений о мире. В этих представлениях человек должен выступать как целостная личность, как субъект общения, как источник своих мнений и поступков. Именно такой образ человека ребёнок формирует и осваивает в сюжетной игре – с куклами или с партнёрами.  Кукла  воплощает в себе образ человека; оживление куклы, разговор с ней, забота о маленьком друге  формирует человеческое отношение к другому и к самому себе. Причинение вреда кукле или другому игрушечному другу недопустимо, потому что ему больно и обидно. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» -  это беда, которую можно преодолеть своей любовью -  «Всё равно его не брошу, потому что он хороший». И если с игрушечным другом все же случилась беда, сама игра приходит на помощь – его лечат, жалеют, о нем заботятся. 
В современных играх, о которых мы говорим, складывается совсем другой образ: человек  - это набор составных частей (внутренних органов). Достаточно собрать вместе кости, мышцы, печень, лёгкие и пр. – и получится человек.  При этом ребёнок  сам может свободно разбирать и собирать такого «человека», своего рода неодушевлённый конструктор, который находится весь в твоей власти.  А можно его разобрать обратно по частям. Дети часто создают человека из веточек, плодов, пластилина, бумаги, - и здесь строение, созидание человека – законный процесс, а вот разбор на органы и детали? Игра ребенка с внутренними органами, механический перебор кусочков черепа-конструктора выглядит жутко. Ведь если это игрушка, и если включить детскую фантазию, то печень, сердце или мозг, кости черепа легко могут превратиться в фундамент дома или корм  для коровы. А еще дети часто разбрасывают игруСами правила игры вызывают резкое неприятие: «если пациент не проснулся, игрок оставляет орган себе», «выигрывает тот, кто извлечет больше органов». Подобные правила (установки) не могут транслироваться взрослыми ребенку ни в каком возрасте и ни при каких обстоятельствах.шки…
Или игра, в которой  нужно, соревнуясь с партнером, пинцетом  «извлечь из спящего пациента как можно больше органов, так, чтобы он не  проснулся». Если дотронуться неловко, то человек «проснётся», вздрогнет и затрясётся (игра на батарейках). Круг со стрелкой, регулирующий очередность извлечения органов, больше похож на рулетку. Между прочим, эта игра называется «Доктор», и предназначена детям 4 лет. Памятуя о том, что мир игры знакомит ребенка с окружающим миром, давайте задумаемся, какое представление об этой профессии внушается нашим детям?
 Многочисленные пробы пинцетом стимулируют появление типичной защитной реакции у детей и взрослых – они начинают хохотать над трясущимся пациентом. Выпрыгивающие от вибрации органы вызывают улыбки и смех, не вполне адекватные ситуации, в которой требуется оказание помощи страдающему. Игра в доктора в первую очередь предполагает определенные отношения между играющими – отношения доверия, сочувствия, сострадания, ответственности. В случае с настольными играми - это и развитие эрудиции, представлений о внутреннем устройстве человека, что не отменяет определенный контекст такой игры. В игре должны разворачиваться социальные мотивы – в первую очередь отношения между людьми, однако в предложенной игре такие отношения крайне искажены. Задача игрока – «набрать себе как можно больше больных органов пациента» - в принципе противоречит общечеловеческим и гуманным ценностям. Даже если учесть, что извлечение больного органа может спасти человеку жизнь, извлечение всех органов точно не оставляет никаких шансов на выживание. У того, кто в этой игре выигрывает, пациент просто умирает! Такая игра обесценивает человеческое начало, искажает формирование мотивов и нравственных ценностей, отношений к ближнему. 
В играх на развитие моторики более адекватной выглядела бы другая тематика. Знакомство с устройством человеческого тела в этой игре тоже не возможно. Из 10 предложенных производителем кусочков пластика, на орган по форме и расположению похоже только сердце. Остальные носят условный характер, произвольно расположены в теле пациента, а 4 из них в принципе являются не внутренними органами, а частями скелета. К тому же все органы одинакового цвета, не имеют названий. Это искажает представления о человеке, и не способствует, а препятствует развитию общей эрудиции.
На многих подобных коробках с играми и пособиями обозначена нижняя возрастная граница – от 8 лет. Однако эти «игры» продаются в магазине игрушек на одной полке с мозаиками и викторинами. Соответственно родители покупают их для детей «на вырост», и такие игрушки попадают к детям 4-5 лет, ведь на большинстве  написано – игра.  Исследовательский интерес и истинно познавательное отношение к организму (а не детское любопытство малыша) начинается не в дошкольном возрасте, а гораздо позже – после 7-9-лет. И начинается оно не с подобных игр с внутренностями, а с собственных ощущений:  как бьётся сердце, как я дышу, ем, глотаю и пр.  Собственное тело начинает выступать как особый предмет, полный  тайн и загадок. Вот тогда можно и нужно показывать и рассказывать ребёнку, как  устроен организм, какую функцию выполняют внутренние органы.  При этом усвоение нужных знаний происходит значительно успешнее и быстрее не в игре, а с помощью специальных пособий. 
Зачем же и для чего в дошкольный возраст попадает то, что естественно для школьников?
В  последнее время взрослые нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей дошкольникам предлагают самые сложные учебные предметы: естествознание, политэкономия, компьютерная грамотность, в данном случае анатомия. Конечно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощённой,  доступной для ребёнка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, поощряется взрослыми, поскольку ускоряет и технически упрощает вхождение детей во взрослое сообщество. Детское развитие также подвергается симплификации, т.е. чрезмерному упрощению и обеднению, когда развитие ребёнка отождествляется с накоплением  знаний, навыков и умений. 
Под видимым демократизмом и соответствием духу времени, такая тактика образования несёт отрыв ребёнка от подлинных источников его развития. Упрощённое представление о детском развитии и его ускорение (т.е. симплификация и акселерация) неизбежно ведёт к обеднению, суживанию возможностей ребёнка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).  Предлагая маленьким детям игры с человеческими внутренностями, мы нарушаем не только нравственные и этические принципы, но и законы детского развития.  
Итак, современное заблуждение заключается в том, чтобы как можно раньше предоставить ребенку для знакомства модели устройства мира. Под лозунгами раннего развития над люльками младенцев появляются алфавит и карты звездного неба, а дошкольники получают на день рождения анатомический театр. Однако каждый возрастной этап имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются, а в каждом возрасте есть свои задачи развития:  «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» (А.С. Пушкин). 
Наконец, есть все же нечто такое, что останавливает многих родителей от покупок таких игр – чувство меры. Есть некая грань, которую люди интуитивно соблюдают. Сакральное отношение к человеческому телу и целомудрие в отношениях с малышом помогают взрослым в сложном выборе современных игрушек. 

 

Авторы: 

Смирнова Е.О.
Соколова М.В.

Тип статьи: 
Популярная статья

Новое на сайте

Конференция "Игровая культура современного детства"
26 мая 2018 г.
подробнее
Магистерская программа "Игра и Детство"
29 марта 2018 г.
подробнее
Лекция "Развитие общения детей со сверстниками от 2-х до 7 лет»
27 марта 2018 г.
подробнее

Форма поиска

127051 Москва,
ул. Сретенка, д. 29, ауд. 411
8 (495) 625-3752
psytoys@mail.ru

Мы в социальных сетях:

         

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ © 2014. Все права защищены

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter