Перейти к основному содержанию
Главная

Верхнее меню

  • Главная
  • Производителям
    • Знак «Детские психологи рекомендуют»
    • Процедура психолого-педагогической экспертизы
    • Условия проведения экспертизы
    • Закись азота
    • Заявка на экспертизу
  • Родителям
    • Игры и игрушки, которые мы рекомендуем
    • Где всё это купить?
    • Ответы на Ваши вопросы
    • Хочу спросить!
  • Специалистам
    • Виды игр и игрушек
      • Познавательно-исследовательская деятельность
      • Сюжетная игра
      • Продуктивная деятельность
      • Игра с правилами
    • Как можно поиграть
    • Наука для практики
    • Наши публикации
      • Книги
      • Статьи
    • Методика экспертизы
English Version

Войти

Подарки к празднику

Новогодний праздник немыслим без подарков!
Дети ОСОБЕННО ждут этого времени.
Выбор и вручение подарка – дело ответственное и непростое. Что же подарить?
Игры и игрушки, наверное, самые желанные подарки для дошкольников. Они же могут быть чудесным подарком и школьнику – смотря как взяться за дело. 

 Давайте прежде, чем отправляться в магазин или приниматься за рукоделие, осмотримся в детском хозяйстве 
и разберемся, что предпочитает ребенок, какие игрушки и игры используются, а какие - явно простаивают. Что в детском хозяйстве можно сделать для того, чтобы игра стала содержательнее и разнообразнее? Таким простым способом при внимательном взгляде на каждого ребенка, игровые предпочтения и ассортимент игрушек мы сможем обозначить для себя верное направление  в поиске ответа на вопрос, ЧТО же дарить. Важно уделить внимание детским пожеланиям и мечтам, но об этом позже.

Сюжетные игры, подвижные и настольные игры,  экспериментирование,  конструирование, художественная деятельность и ручной труд – все это МОЖЕТ служить развитию, в том случае, если  материал позволяет действовать самостоятельно, позволяет играть с фантазией. Соответственно, задача взрослых наблюдать за своими детьми своевременно предлагать подходящее оснащение для игр.
Мы здесь можем лишь вместе с Вами задать вопросы, которые могут навести на нужные мысли, а уж ответы на них Вам предстоит искать самостоятельно! Итак, посмотрим пристальным исследовательским взглядом на игровое хозяйство своих детей. Понаблюдаем за их играми. Послушаем, что говорят дети и как они действуют. Обратите внимание, долго ли «живут» модели автомашин, включает ли малыш в игру людей, различные грузы или это однообразное «расставил-покатал»? Уютно ли живется куклам, есть ли у них одежда на разные сезоны, постельное белье, посуда, уютный уголок, домик, мебель, освещение? Может быть, конструктор, которым с ранних лет пользуется Ваш ребенок, нуждается в замене на более подходящий, который более пригоден  для усложнившихся детских построек? А может, подросшему человеку было бы интересно экспериментировать с различными природными явлениями – растить кристаллы, рассматривать в микроскоп все на свете? Есть ли у Вас настольные игры, которые могли бы объединить все семью?  (поверьте, многие дети мечтают об этом, но не могут выразить). А может, стоит позаботиться об экзотическом оборудовании типа «ходули» для праздничных забав и детских повседневных перемещений.
  В моде  игрушки, которые имеют встроенные механизмы. Но вы, конечно, замечали, как скудна «игра» и сколь недолгая привлекательность таких игрушек. Игрушка должна пробуждать фантазию, а не сковывать ее (как, например, куклы со встроенным ЧИП). Хорошо, если игрушка, позволяет отражать повседневный опыт ребенка – вспомните, чем последнее время пополняются детские впечатления? Вы путешествовали на теплоходе, летали на самолете, возле дома разворачивается стройка? При этом важно, чтобы малышу было удобно и сподручно действовать с игрушкой. Миниатюрные куколки с хозяйственными аксессуарами могут быть очень неудобны в игре – неудобно держать, неустойчивы на ковре, их аксессуары так малы, что моторика детской  руки справиться с ними не может – соответственно, игровые возможности находятся далеко за пределами актуального развития и ближайших возможностей ребенка. Противоположная ситуация с очень крупными игрушками – кукла или медведь в таком случае, не могут быть включены в игру, не могут быть взяты с собой в путешествие. Большой, устойчивый строительный набор куда лучше стимулирует самостоятельную игру, нежели сложные непрочные конструкторы.  Но стоит ли покупать все новых и новых  кукол, ведь куда ценнее, когда есть одна-две любимых куклы, которые ухожены, обустроены и обрастают своим кукольным (человеческим) хозяйством. Очень важно при выборе обращать внимание на прочность материала  и возможность ремонта – игрушка, которую нельзя починить, приносит разочарование ребенку, от этого страдает и доверие  ко взрослым.

Важно, чтобы конструкция и механика игрушки были понятны ребенку – в каждом возрасте свой уровень сложности, но он должен всегда быть понятным. Цветовое решение игрушки – еще один существенный элемент. Яркость игрушки привлекает внимание, но она же может и отвлекать ребенка от игры, от восприятия целостного образа.
Отдельно стоит сказать о настольных играх. Ценность их лежит не в обучении, а в игровом общении, контакте между детьми, в игровом сотрудничестве и партнерском соперничестве. Центральная развивающая задача для ребенка в игре с правилом – понимать это правило (или правила) и удерживать его. Для ребенка уже само по себе понимание и удержание правил – непростая задача?требующая концентрации внимания, памяти, выдержки, принятия проигрыша. Но многие современные игры страдают крайней смысловой перегруженностью или запутанностью. Это уводит ребенка от главной задачи и нивелирует развивающую ценность игры. Важно, чтобы взрослый при первом внимательном прочтении мог ясно понять правила.  Тогда есть вероятность, что детям они тоже будут доступны.
Случается, что родные и знакомые, желая проявить свои чувства, просто заваливают детей подарками, часто дорогими и громоздкими. Ценность и значимость таких подарков в глазах ребенка падает, появляется пренебрежение. Стоит ли этому потворствовать? Подарком должно быть не исполнение сиюминутного желания ребенка или взрослого, а нечто такое, что не просто восхитит или порадует ребенка при вручении, а будет долгое время приносить ему радость, обогатит его детское игровое хозяйство и послужит новым импульсом к увлеченной самостоятельной игре.  
Как быть, если ребенок хочет в подарок нечто явно невыполнимое, преждевременное  или очень  нежелательное для его развития. Чтобы  осложнения свести к минимуму, можно предложить ребенку написать или нарисовать письмо, где загадать три желания - три желательных подарка. А уж какой из них «придет» - это тайна. У Вас будет возможность выбрать более подходящий вариант из трех или даже, при известной фантазии, превратить нежелательное в  желанное. Такое письмо очень кстати послать Деду Морозу в ожидании Нового года.
Хорошо, если игровой набор имеет прочную удобную емкость, с укладкой в которую (в зависимости от возраста) малыш справляется сам. «Живым» персонажам детской необходимы кроватки, домики или норы. А, например, объемному деревянному конструктору можно заготовить сундук для хранения (он может одновременно служить и тумбочкой для обувания) или стоит предусмотреть один из подкроватных ящиков.
Новый год – это чудо! Пусть как можно дольше чудесным, таинственным  остается и появление подарка. Если на день рождения подарок очень личный, то Новогодний подарок волшебный. Не стоит разрушать детскую  веру  в Деда Мороза!  Этот волшебный и щедрый на подарки персонаж вот уже сколько десятилетий приносит детям не только подарки, но и тайну, и веру в чудеса и чувство своей причастности к ним.  Наверное, и  взрослые не прочь хоть раз в году возвращаться в детство к искренней вере в чудеса.
Как же сделать так, чтобы Дед Мороз узнал о пожеланиях ребенка? Пусть малыш с Вашей помощью заранее напишет письмо Деду Морозу, в котором поделится своими мечтами – напишет или нарисует три вещи или три события, о которых мечтает. Может быть, у Деда Мороза или его помощников найдется что-то подходящее. А появление желанного предмета под ёлкой станет для вашего ребёнка (как и для многих других дошколят) неопровержимым доказательством могущества и волшебной силы Деда Мороза. Не бойтесь дарить своим детям сказку. Время безоглядной веры в чудеса очень короткое, в сравнении со всей последующей жизнью – всего до 6-8 лет. Пусть это время жизни вашего ребёнка будет наполнено игрой, сказкой и праздником.  

Авторы: 

 Елена Абдулаева 

Тип статьи: 
Популярная статья

Новое на сайте

День открытых дверей
13 апреля 2020 г.
подробнее
Конференция "Игровая культура современного детства"
26 мая 2018 г.
подробнее
Магистерская программа "Игра и Детство"
29 марта 2018 г.
подробнее

Форма поиска

127051 Москва,
ул. Сретенка, д. 29, ауд. 411
8 (495) 625-3752
psytoys@mail.ru

Мы в социальных сетях:

    

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ © 2014. Все права защищены

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter