Игры с телескопами, микроскопами и т.п.; развитие познавательной активности
Для того чтобы разобраться с познавательной активностью, давайте определимся с важными психологическими принципами организации познавательной ситуации. Для начала необходимо разделить две принципиально различные деятельности: игровую и экспериментирование. В игре ребенок воображает, конечно же, сохраняя представления о реальности. Он придумывает сюжет, перевоплощается сам, придумывает героев, обстановку и т.д. И именно эти процессы и являются развивающими. В экспериментировании ребенок, как правило, не идентифицирует себя с кем-либо, он обращается к отдельно взятым наглядно представленным свойствам действительности. Не стоит пытаться включить в сюжетную игру дополнительные познавательные моменты. Играть и познавать – это как есть и спать: и то и другое необходимо, но трудно совмещать. Поэтому категорически неприемлемы куклы, которые едят и пьют: ребенок начинает рассматривать куклу не как одушевленный образ, а как предмет для изучения – игра на этом заканчивается.
Когда взрослый хочет организовать познавательную деятельность, важно помнить о собственной активности ребенка. Печально видеть «развивающее» занятие, когда над ребенком висит педагог и настойчиво требует, чтобы ребенок назвал цвета, формы, цифры или что-нибудь еще. Такой подход, может, и заставит ребенка что-то запомнить, но не даст ребенку развивать мысль, ребенок ничего не будет спрашивать о рассказанном. Взрослые, которые так относятся к ребенку, предполагают полное отсутствие у него самого познавательной активности. Не стоит большого труда заметить, что действительность не такова. Ребенок постоянно разглядывает окружающий мир, трогает, тянет в рот предметы, задает множество вопросов. Все это – проявления познавательной активности ребенка на разных этапах его развития.
Отличаются ли между собой запоминание и усвоение знаний? Да, конечно. В дошкольном детстве ребенок как раз больше запоминает. Он как будто собирает всю информацию вокруг. Но запоминание это только ранний этап развития ребенка, на запоминании не может строиться все последующее развитие. Уже в 5 лет ребенок начинает задавать вопросы «Почему?» - это происходит от того, что у него формируются причинно-следственные связи. Ребенок пытается не запомнить, а понять. А начиная с 7 лет главной познавательной функцией становится мышление. И просто вредно, если взрослые этого не учитывают и пытаются сообщить ребенку факты, не помогая их осмыслить.
Усвоение знаний будет тогда происходить наиболее эффективно, когда сначала у ребенка появится вопрос, а потом он сам сможет найти на него ответ. Взрослый может сам предложить вопрос ребенку, поставить перед ним проблему: «А как ты думаешь вот этот большой и тяжелый деревянный брусок утонет или нет? А эта маленькая монетка?» или «А давай узнаем, какой цвет получится, если смешать немного красного, много желтого и еще немного фиолетового». Такого рода вопросы могут относиться не только к свойствам объектов, но и к средствам-инструментам эксперимента. Например: «Чем лучше всего поймать, то что лежит на дне емкости? А чем то, что плавает?». Или более сложные: «Какими свойствами должен обладать инструмент, помогающий разглядеть маленький предмет в дали? Отличается ли этот инструмент от того, которым мы можем разглядеть маленький предмет вблизи?». Сложность вопроса зависит от уровня развития ребенка, насколько он знаком с разными материалами, средствами их исследования. Если ребенок сначала подумает над вопросом, потом сделает предположения (пусть и неверные), то его впечатления от полученного ответа в результате эксперимента будут сильнее, а полученное знание позволит поставить следующие вопросы и эксперименты о еще неизвестных ему свойствах.
Вопросы, адресованные ребенку, можно также задавать и не подразумевая проведение эксперимента. Можно после этого просто рассказать о чем-то, как что-то устроено. Но если ребенок при этом уже сделал предположение, построил модель того, как можно ответить на заданный вопрос, он иначе усвоит полученное им знание, соотнесет со своими идеями на эту тему. Такое знание будет более осмысленным, детальным. Вопросы такого рода: «Почему бывают извержения вулкана?», «Почему у слона большие уши?» и т.д.
Мы немного обсудили, как лучше организовать познавательную ситуацию. Какие же лучше выбрать объекты, инструменты для экспериментирования и в каком возрасте они нужны? Для ребенка дошкольного возраста характерно одушевлять неодушевленное, воспринимать живое как неделимое целое. Поэтому исследования анатомии, физиологии должны появляться с началом научного познания, т.е. в младшем школьном возрасте, когда психика ребенка к этому совершенно готова. Маленький ребенок еще совсем немного знает о мире, поэтому многие свойства он узнает вне специальных ситуаций, а просто пересыпая крупу, раскрашивая рисунок, составляя предметы один на другой, валяя поделки из шерсти, лепя из пластилина, песка и глины. Уровень абстрагирования, обобщения и других мыслительных процессов у детей до 7 лет низкий, поэтому исследовательская деятельность дошкольников должна касаться наглядных свойств: плавучесть предметов, намокание материалов, смешение цветов, законы движения (для этого подойдут: кугельбаны, кувыркунчики, балансиры, юлы, «верхолазы» и т.д.). Т.е. специальные инструменты такие, как микроскопы, телескопы, металлоискатели не произведут должного эффекта для детей-дошкольников.
В младшем школьном возрасте формируется устойчивый познавательный и исследовательский интерес. В этом возрасте как раз очень уместны микроскопы, лупы, магниты, выращивания кристаллов, наблюдения за живой и не живой природой. Для того чтобы полученные знания не были утеряны и усваивались системно, можно предложить ребенку вести дневник наблюдений и результатов опытов. Тогда ребенок будет учиться структурировать полученную информацию, составлять схему, ставить новые вопросы.
Сейчас появилось большое количество материала для создания различных предметов: мыла, бумаги, шампуня, свечей и прочего. Т.к. современные дети, особенно городские, практически совсем удалены от процесса создания готовых продуктов, подобные комплекты имеют большой познавательный и воспитательный потенциал.
Отдельным и, безусловно, важным направлением исследований является живая природа. Важно приучать ребенка к бережному отношению к живым существам. Современный рынок предлагает средства для ловли и содержания насекомых, выращивания растений, составления гербариев. Так как нашей задачей является и развитие познавательной активности и воспитание ребенка гуманным, с исследованием живых существ дело обстоит особым образом. Лучшим способом исследования в данной ситуации является наблюдение. Предложите ребенку понаблюдав, составить классификацию растений, научите пользоваться определителем растений. Можно предложить ребенку не только описывать, но и зарисовывать, фотографировать объекты живой природы. Составлять альбомы зарисовок и фотографий.
Динамические свойства объектов также остаются актуальными и в младшем школьном возрасте. Для этого есть готовые материалы: бумеранги, летающие змеи, водяные реактивные ракеты, резино-моторные самолеты. Многие предметы можно создать самим: самолетики из разных материалов, различных конструкций, различные плавающие судна: корабли из пенопласта или дерева с парусом. Разница между такими устройствами и радиоуправляемой техникой состоит в том, что ребенок все равно не понимает, как действует радиоуправляемый механизм. Это может быть только забавой. А когда ребенок изучает, от каких физических свойств зависит плавучесть или летательная способность, он знакомится с основами механики и динамики.
Не стоит забывать, что если ребенок болеет, не может пойти на улицу и не имеет под рукой специальных устройств, всегда можно поставить огромное количество бытовых опытов: чем различаются физические свойства вареного и сырого яиц (тонут - не тонут, крутятся - не крутятся и т.д.), опыты с несколькими зеркалами (многократные отражения предмета, отражение света), эксперименты с горением и т.д.
Исследования, посвященные половым различиям игры детей, показывают, что мальчики больше исследуют свойства материалов и устройств: они бросают в костер все возможные предметы, разбирают технику, собирают модели. Понятно, что родителей очень волнует безопасность детей. Но т.к. подобное экспериментирование необходимо для нормального психического развития ребенка, попробуйте организовать подобные исследования совместно. Тогда ребенок сможет и насытить свой познавательный интерес и узнать основы безопасности экспериментирования.
Экспериментирование может раскрыть новые свойства знакомых объектов, обогатить развитие ребенка и дополнить школьное обучение.
Статья опубликована в журнале МамаПапаДети