Игрушечный транспорт вдохновляет дошкольника на расширение сюжета, освоение новых просторов в игре и воображении, придает динамику как режиссерской, так и ролевой игре .
Для игры крайне важна открытая конструкция игрушечного транспорта – очень важно, чтобы в машинку или поезд можно было сажать персонажей, загружать кубики и пр.
Включение транспортной игрушки в сюжет можно начать с простых перевозок. Мягкие звери или любимая кукла могут попросить малыша покатать их в повозке или автомобиле. Позже крупная машинка или повозка может перевозить игрушки по мостику из кубиков через речку – голубой платочек, друг-другу в гости или, например, катать их с горки, которую можно соорудить, поставив гладильную или другую доску под углом на стул или скамейку.
Знакомить малыша с разннообразием транспортных средств помогут детские стихи и считалки, например такие:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
(Ирина Токмакова)
Такие стишки малышу понравится проигрывать как с игрушками, так и принимая роли на себя.
Паровозик, паровозик
Всех он возит, всех он спросит
Подвезти ли вас корова
А корова - я готова
Вам до леса?
Мне до хлева
Это прямо и налево
Поезд-электричка очень он гудит
На кого то лично, очень он сердит
На того кто стоя, прямо на пути
Очень-очень скорым не дает пройти
Любимый транспорт может стать самостоятельной образной игрушкой. Например, замечательные сюжеты подскажут стихи Валентина Берестова «Про машину»:
Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли,
Спи, машина, не шали.
Вдруг машина заболела:
Не пила, она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была... (и т.д.)
Малыши обожают играть в ролевые игры с крупными транспортными игрушками – большими самосвалами, грузовиками и пр. Управляя движением игрушечного автомобиля, так легко почувствовать себя настоящим водителем! Еще лучше войти в роль поможет какой-нибудь стишок или песенка.
Например, замечательные стихи Д. Хармса «Игра»
Бегал Петька по дороге,
по дороге,
по панели,
бегал Петька
по панели
и кричал он:
"Га-ра-рар!
Я теперь уже не Петька,
разойдитесь!
разойдитесь!
Я теперь уже не Петька,
Я теперь автомобиль".
А за Петькой бегал Васька
по дороге,
по панели,
бегал Васька
по панели
и кричал он:
"Ду-ду-ду!
Я теперь уже не Васька,
сторонитесь!
сторонитесь!
Я теперь уже не Васька,
я почтовый пароход"(...)
У старших дошкольников арсенал транспортных игрушек, помимо крупных, обязательно должен включать небольшие модели - для режиссерских игр на ковре. При этом желательно, чтобы конструкция таких игрушек оставалась открытой, и давала возможность сажать в них небольших персонажей, класть мелкие предметы. В качестве материалов для создания ландшафтов пригодятся небольшие отрезы тканей, веточки, шишки, камешки и пр. Сюжетом таких игр-путешествий могут стать разные сказки, рассказы или мульфильмы (например, Паровозик из Ромашково, или Путешествие Голубой стрелы – для ребят постарше), а еще лучше если малыш придумает свою историю сам (или с вашей помощью), используя воображение и подручные материалы.