(Эта статья впервые появилась в печатном издании журнала Spectator, 25 июля 2015)
http://www.spectator.co.uk/arts/arts-feature/9589092/the-new-adventures-...
playground/
Законы о здоровье и безопасности, а также новые цели лейбористов поставили крест на оригинальных площадках приключений, но они, кажется делают попытку вернуться, говорит
Мейзи Роу, ландшафтный архитектор.
Грязь, лесоматериалы, хлам, огонь, осколки, щепки, ржавчина, штукатурка... Неожиданно люди снова заговорили о площадках приключений. Появление новой игровой площадки приключений в Глазго, коллектив авторов которой был номинирован на премию Тернера, а также их выставка Brutalist Playground (продлится до 16 августа 2015)1 в Королевском Институте британских архитекторов (RIBA), заставили нас вернуться к раздумьям об этих уродливых, но привлекательных для детей пространствах.
Ландшафтный архитектор Леди Аллен из Hurtwood2, еще в середине 20 в. заметила, что в этой необыкновенно хаотической среде - с этими берлогами, дорожками, животными, проводами и грузовыми сетками - дети могли найти свободу, самовыражение и самоопределение, запрещенные, невозможные в других местах.
В 1946 году, по пути в Норвегию на цикл лекций, самолет леди Аллен остановился для дозаправки в Копенгагене. Здесь она неожиданно познакомилась с необычной игровой площадкой из утиля, спроектированной датским ландшафтным архитектором Карлом Соренсеном в строящемся жилом комплексе в Эмдрaпе (Emdrup – маленький город около Копенгагена).
"Я была сражена наповал, - писала она. - В этой внезапной вспышке понимания, я осознала, что я смотрю на что-то абсолютно новое и полное возможностей. Изобилие отходов ... нерукотворная арматура. Дети могут копать, строить дома, экспериментировать с песком, водой или огнем и играть в игры-приключения и игры-понарошку.
Соренсен тогда признался, что это выглядело довольно убогим: «Из всех вещей, которые я смог реализовать, площадка из утиля – самая уродливая, но пока что для меня это лучшая и самая красивая из моих работ. Площадка нашла отклик в воспоминаниях Леди Аллен о ее богемном загородном детстве и ее убеждениях, что дети нуждаются в "возможности придумать свои собственные виды игр".
Вернувшись в Англию, она бросила все силы за создание детской площадки приключений под названием Clydesdale Road в Кенсингтоне, которая была открыта в 1952 году. В течение следующих двух десятилетий модель была воспроизведена в Ливерпуле, Халле, Ковентри, Лидсе и Бристоле, но с трудом прижилась в новых городах, таких как Вэлвин. К 1970-м годам в Великобритании насчитывалось около 500 площадок приключений. На сегодняшний день их число меньше 150.
В период, который видел строительство бесчетного числа муниципальных площадок - качели, горка и качалка, посаженных в мертвое море бетона, – площадки приключений выделяются в качестве отдельной типологии. В то время как обычная площадка способствовала скорее кинетической игре (подвижным видам игр), детская площадка приключений разрешала ребенку нечто новое - удовольствие пробы, тестирования, изобретения, созидания и разрушения. Наполненная разными материалами (сырьем, неоформленным материалом, отходами), это была созданная и переделанная самими детьми среда.
Ключевой особенностью приключенческой площадки также было наличие специального сотрудника (playworker), который по своей сути не является ни учителем, ни родителем, ни полицейским, а скорее был описан как "взрослый, который может помочь, но не "босс" (не будет руководить).
Корни детской площадки приключений лежат в оккупированной нацистами Дании, где, по словам Леди Аллен, "в моральной неразберихе немецкой оккупации разница между саботажем и правонарушением не было очевидна, и многие из детей стали совершали правонарушения и вели себя зачастую антиобщественно. Успех площадки в г.Эмдрап лежал как раз на этой линии в переговорах между саботажем и правонарушением. Это был с одной стороны шаг в борьбе с фашизмом (первый датский playworker был членом сопротивления), а с другой, помог воплотить в жизнь социальный заказ: "разрешительная атмосфера на площадке обеспечивала безопасную и творческую имитацию беззакония, где дети могли бы восстановить доверие к обществу через взаимодействие с игровым лидером, который выступал в качестве адвоката их и принимал их сторону," написал Рой Козловский, автор книги “Архитектура детства».
Война пробудила страх хаоса в ребенке – и на самом деле, ужас пустоты в каждом из нас. Но когда бомбежки закончились, вид детей, вылезших из убежищ, чтобы продолжать играть среди руин и обломков, стал мощной метафорой для реконструкции и обновления. Арт-терапевт Мария Панет даже предложила игровой центр на месте взрыва, утверждая: «Это может иметь очень сильный лечебный эффект, если было разрешено построить на том самом месте, где был нанесен ущерб».
Затем пришли 1960-е, когда основное фокус внимания приключенческих площадок переключился на улучшение городских жилищных условий. «Это было частью политических усилий, идти в бедные сообщества, чтобы помогать организовывать и строить», - говорит историк архитектуры Кен Ворпол (Ken Worpole).
C самого начала принятие фактора риска и исследование риска было в самом центре внимания опыта игры на площадках приключений, что однажды удачно было выражено в боевом кличе Леди Аллен: «Лучше сломанная кость, чем сломленный дух»3. Затем, в 1974 году в рабочие документы пришли Здоровье и Безопасность. Хотя приключенческие площадки имели необыкновенно хорошие показатели по безопасности - дизайнер Кен Garland, другой ветеран детской площадки, напоминает "ничего более худшего, чем вывихнутое запястье или ушиб пальца" – однако закон размывает их юридическую и психологическую основу.
"Это было не из-за того, об этом говорилось в самом акте, а из-за, что люди стремились злоупотреблять или неверно интерпретировать закон», - объясняет Тони Чилтон, пионер среди сотрудников приключенческих площадок (playworker). Ряд местных органов власти использовали акт в качестве предлога для снятия поддержки (финансовой и социальной – прим.) приключенческих площадок, из-за так называемых вопросов безопасности.
В то же время, площадки приключения понемногу спонсировались в рамках расширяющейся системы по уходу за ребенком, поддерживаемой государством. В Камдене городской совет постановил снесли свои приключения площадки и заменили их площадками с «только-после-школьными-клубами» с фиксированным оборудованием. В 1998 года появилась программа «Уверенный Старт» (Sure Start), и детские центры, которые стремились к таким результатам, как например, снижение ожирения. Cовершенно безрадостные цели выжили, вытеснили удовольствие самостоятельной активности детей с площадок приключений.
Но площадки приключений ожидал совершенно неожиданный поворот судьбы. В последние годы, когда они и так уже были скинуты на обочину, их уникальный дух был украден дизайнерами и производителями оборудования. Теперь это преподносится как «спроектированные версии игрового оборудования площадки приключений, эксплуатирующие эстетику свалки, но своим руководством (руководством среды и оборудования - прим.) лишая ребенка творческого процесса».
Что возвращает нас к возобновлению интереса к приключенческим площадкам. Откуда это может произойти? Для архитекторов и активистов это тактическое средство освобождения городов от застройщиков и перепрофилирования земель для социального блага. Для конкурентноспособных родителей среднего класса, это о кризисе доверия. Было ли это так мудро - искоренить весь риск из жизни наших детей так, что теперь единственное по-настоящему дикое и опасное место для них находится в Интернете? Ирония заключается в том, что, в то время как родители напрягают все силы, чтобы их дети находились в безопасности от повреждений, сама безопасность душит развитие детей.
Ну и что, неужели ответ прост - строить больше площадок приключений? Короткий ответ, конечно, - да! Для глубокой игры, коммуникативного изобилия и переживания чистой непокорной радости, зов площадки приключений трудно кому-то превзойти.
1. http://www.architecture.com/Explore/ExhibitionsandEvents/BrutalistPlayg...
ayground.aspx
2. Марджори Аллен, баронесса Аллен, Hurtwood (10 мая 1897 - 11 апреля 1976),
урожденная Марджори Гилл и известная как Джоан, была ландшафтным архитекторoм и
содействовала появлению площадок приключений, а также многих документов, в защиту детства
(промоутер благополучия детей). Автор книги о площадках приключений. В Лондоне есть
площадка приключений, названная ее именем. Kids Lady Allen Adventure Playground, Chivalry
Road, London, SW11 1HT http://www.kids.org.uk/Event/lady-allen-adventure-playground-1
3. Этот лозунг был девизом на 59 конференции IPA (международная ассоциация игры) в
Уэльсе, Кардифф в 2011 году
Мэйзи Роу ландшафтный архитектор.
Эта статья впервые появилась в печатном издании журнала Spectator, 25 июля 2015